•     Славную, но, увы, почти забытую ныне страницу вписал в послевоенную историю отечественного автоспорта необычный автомобиль - дрегстер "Ленинград - 1". Интересна история создания этого автомобиля. Рассказывает автор конструкции, заведующий кафедрой технологии ремонта транспортных средств Санкт-Петербургского технологического института сервиса, профессор, кандидат технических наук Александр Александрович Капустин.

  •    "В 1959 году в статье В. В. Бекмана " О максимальном ускорении автомобиля" впервые было упомянуто о дрегстерах, как гоночных автомобилях, развивающих максимальные ускорения. В. В. Бекман был сотрудником ЦНИИ топливной аппаратуры и позднее, в 1969 году рецензировал мой дипломный проект. В результате нашего общения в том же году я подготовил статью "О максимальном коэффициенте сцепления колеса с дорогой". Обычно коэффициент сцепления колеса с асфальтом не превышает 0,9. У гоночных автомобилей это значение может достигать 1,5, а у дрегстеров 4,0 за счет так называемого трения "резина по резине", когда из-за пробуксовки колес резина "намазывается" на дорожное покрытие. В это же время мне попался американский журнал " Hot Rod ", где было дано описание и проиллюстрирована конструкция дрегстера - своеобразное конструкторское руководство по его постройке. В результате в октябре 1969 года я приступил к работе над собственной конструкцией.
         Раму сварили из хромоксилевых труб, строго фондируемых в те времена. Установили волговский двигатель М-21 с рабочим объемом, увеличенным до 2,9 литра и электронным впрыском разработки ЦНИИ топливной аппаратуры. Однодисrовое сцепление от ГАЗ-51 состыковали с 3-ступенчатой коробкой перемены передач и главной передачей с передаточным числом 3,38:1 от "Чайки".В апреле 1970 года строительство дрегстера было закончено. Ему дали имя "Ленинград - Д".
         Представление машины спортивной общественности сос- тоялось в мае этого же года на "Невском кольце". В то время я поступал в аспирантуру МАДИ и, будучи в Москве, узнал, что Федерация автомобильного спорта СССР организует осенью 1970 года рекордные заезды на только что построенном Дмитровском полигоне.
         10 октября 1970 года стояла дождливая погода. Электроника впрыска отмокла. Ее долго отлаживали. Наконец машина завелась. Прогрели двигатель, установили алюминиевый диск на заднее колесо для электрозасечки. Судейская коллегия настроила хронометрическую систему "Omega" и разрешила пробный заезд. Гонщик (Орий Фролов, мастер спорта, проходит 500 метров в оба конца со средним результатом 16,7 с. Есть рекордное время.
         Такое начало создает приподнятое настроение. Готовимся ко второй попытке.
  • Председатель Санкт-Петербургского Hot Rod Club Р. Иогансон рядом с шасси знаменитого дрегстера "Ленинград-Д" конструкции А.А. Капустина в момент его реконструкции
  •    Место водителя занимает Виктор Абрамов. Старт. Хронометристы фиксируют время 16,2 с. Надежда на превышение только что установленного рекорда возрастает. Заезд в обратном направлении. Показанное время 18,3 с. Рекорда не получилось. Заморосил мелкий октябрьский дождик, и комиссия прекратила заезды.
          Через год была предпринята попытка выйти на рекорд в Харькове. Заезды проводились на аэродроме. Щели на взлетной полосе стали для машины непреодолимым препятствием - у нее была только жесткая подвеска. В те годы в стране рекордные заезды больше не проводились. Дрегстер стал экспонатом музея Ленавтотранса…"
          Прошло 26 лет. Многое изменилось в нашей жизни, но неизменным остается стремление к новым рекордам.

    Р. Иогансон, конструктор
    "Дрегстер вчера… и завтра"
    Газета "5 колесо" №30 от 14-20 октября 1996


  • 2005

     

    Hosted by uCoz