Первые годы
реформ были тяжелые, люди озаботились борьбой за выживание
и я тоже, но уже не довлело всеобщее обязательное сознание.
Отсутствие естественных ровных, длинных местностей в России,
пригодных для заездов на сверхзвук, недоступность в административном
плане искусственной трассы, такой, как десятикилометровая
посадочная полоса под космический самолет Буран на Байконуре
определи дистанцию и тип рекордного заезда: короткая дистанция
со стартом с места (1/4 мили).
Для установления рекорда необходимо знать
существующее рекордное время, и нахождение источника составляло
определенные трудности. В те годы еще не было Интернета,
а поиск в библиотечных фондах не дал результата. Я уже отчаялся
что-либо узнать, но помог случай. Общество книголюбов, помнится,
было, такое, распределяло очередное поступление дефицита
(слово то какое, нынче забытое) и среди всего прочего имелось
первое издание на русском языке Книги рекордов Гиннеса.
Именно из него я почерпнул сведения о рекордах времени и
скорости для дрегстеров, в том числе и с реактивными и ракетными
двигателями.
В предварительные расчеты время прохождения
четверти мили со стартом с места было заложено 4,5 секунды.
Характер старта определял и выбор двигателя с так называемым
"пушечным стартом". Его разработку выполнила соответствующая
кафедра альма-матер. Исходя из соображений доступности по
изготовлению и экономичности, был разработан ракетный двигатель
на керосине в качестве горючего и жидкого азота в качестве
окислителя. Компоновочная схема дрегстера была выполнена
следующим образом. Передняя пара колес располагалось тандемом,
дальше шел кокпит пилота, за ним следовал отсек с баками
для горючего и окислителя, а замыкал отсек двигатель, установленный
под углом к горизонтальной оси, и разнесенная на трубчатых
стойках задняя пара колес. На корме возвышался киль для
курсовой стабилизации.
Проекту необходимо было дать имя, и он
получил название "Отблеск славы".
Находясь в Москве по служебным делам, я решил встретиться
с председателем комиссии по рекордным заездам Российской
автомобильной федерации, и рассказать о своем проекте. Он
внимательно выслушал и посоветовал обратиться к Илье Александровичу
Тихомирову, обладателю абсолютного рекорда СССР, установленному
еще в 1963 году на газотурбинном автомобиле "Пионер-2".
Результат в 311 км/ч до сих пор остается непревзойденным.
У меня с ним состоялся лишь телефонный разговор, и на мой
вопрос, не считает ли он не уместным мое занятие в то время,
когда страна переживает тяжелые времена, он коротко ответил,
что нет, не считает. В дальнейшем мы говорили лишь о технических
аспектах проекта.
Мои друзья - автогонщики рассказали о проекте журналисту
Владимиру Заборщикову из автомобильного издания "5 колесо"
и Игорю Апухтину, ведущему телевизионной программы по автоспорту.
Они сделали несколько материалов для периодических изданий
и телевидения, тем самым состоялось публичное представление
проекта.
На мой взгляд, рекорды являются мерой
пассионарности нации. Рекорд, будучи зачастую уделом одиночек,
питается и взращивается в конкурентной среде. Личные деяния
человека становятся достижением нации в целом. Конечно,
мне хотелось построить рекордный автомобиль, но время еще
не пришло. На этом активные действия по проекту завершились.
Возможно, могут задать вопрос: зачем заниматься заведомо
безрезультатным делом?
Отвечу только одно - иногда стоит оторвать морду от корыта,
чтобы посмотреть на звезды. Грубо, да грубо, но погрязнуть
в мелочах и суете еще хуже…
Безусловно, это мое личное мнение, а не
истина в последней инстанции. Жизнь в условиях новой экономической
формации набирала обороты, на улицах становилось все больше
и больше автомобилей. Вполне разумно было предположить,
что наступит момент, и количество автомобилей на тысячу
жителей перейдет в качество - на них начнут гоняться. Самым
доступным видом таких гонок является дрэгиннг, то есть заезд
пары автомобилей на короткую дистанцию в одну четверть мили
(402 м) или одну восьмую мили (201 м) которые являются признанными.
Все что больше или меньше указанных дистанций хотя бы на
1 дюйм, считается не действительным для дрэгрейсинга.
С моими рассуждениями в пользу развития данного
вида автомобильного спорта в газете "5 колесо" была напечатана
небольшая заметка. В ней, помимо всего прочего, утверждалось,
что Санкт-Петербург имеет историческую предпосылку, так
как первый в СССР дрегстер "Ленинград -Д" был построен в
нашем городе по проекту А.А. Капустина.
А. А. Капустин прочел заметку, созвонился
со мной, и мы встретились. Он рассказал о истории создания
дрегстера и установления на нем рекорда СССР на 500 метров.
Его рассказ лег в основу заметки, приуроченной к 26-летию
со дня установления рекорда. (См.
Газета "5 колесо" №30 от 14-20 октября 1996, "Дрегстер
вчера… и завтра")