Дрэггинг или гонки на специальных гоночных автомобилях - драгстерах, предназначенных для заездов на 402 метра со стартом с места изначально является чисто американским видом автомобильного спорта, который своими историческими корнями, как это не странно сейчас прозвучит, связан с ковбоями. Но только не с теми, которых мы привыкли видеть в фильмах-вестернах - гарцующих на конях, метко стреляющих и лихо отбивающих чечетку, а с теми, кто перегонял бесчисленные стада из прерий Техаса к скотобойням Чикаго. Для своей работы они использовали специальную породу лошадей - знаменитую квотерхорс, обладающей способностью набрать бешеную скорость на четверти мили и остановиться, как вкопанная, когда ковбой дотрагивался до лассо. Четверть дорожной мили как раз и есть 402 метра. Но золотой век ковбоев длился всего лишь 25 лет после окончания гражданской войны в Америке в 1866 году.
    В конце века железные дороги дошли до Техаса, были изобретены большие промышленные холодильники, и необходимость перегонять стада исчезла, а вместе с ней и профессия ковбоя-перегонщика скота. Но остался дух ковбоев - со своими идеалами рыцарства и романтизма, равенства и справедливости, который как нельзя лучше подошел к началу появления автомобиля и зарождению автомобильного спорта.
    Американцы, будучи людьми практичными, посчитали целесообразным, что уж коль мощность мотора измеряется в лошадиных силах, то и соревнования нужно устраивать по подобию конных скачек, и знаменитую чет-вертьмильную квотерхорс заменил автомобиль. Действительно, гонки со стартом с места на четверть мили являются наиболее доступными из всех остальных видов автомобильного спорта. Простота трассы - прямая в 402 метра для двух участников, где весь сюжет гонки - от его завязки, старта, и до финиша, развязки, - происходит на глазах у зрителей и за считанные секунды делает их зрелищными, а следовательно, популярными. Наилучшее время для поршневых двигателей принадлежит Д. Гуинну (США) - 5,176 сек. и установлено в Далласе (Техас) 15 апреля 1987 г.
    Есть ли шансы у дрэггинга для развития на российской почве, в Санкт-Петербурге? Можно сказать, что да. Во-первых, есть нормативная база в виде Приложения №1 к постановлению Совета Российской автомобильной федерации от 18 мая 1993 года, дающая классификацию как по категориям и классам дрэгстеров, так и по дистанциям. Во-вторых, а может быть, во-первых, Санкт-Петербург является родиной, где был спроектирован и впервые построен настоящий дрэгстер конструкции А. Капустина, на котором Ю. Фролов в 1970 году установил всесоюзный рекорд в классе до 3000 куб. см на дистанции 500 м. В-третьих, в качестве дрэгстерных трасс можно использовать взлетные полосы аэродромов под Санкт-Петербургом. В-четвертых, дрэгстер по своей конструкции является наименее сложным по сравнению с другими гоночными автомобилями. Наиболее предпочтительными по материальной базе является класс 7 и 8 с объемом двигателя соответственно от 1500 куб. см до 2000 куб. см и от 2000 куб. см до 3000 куб. см без наддува, который позволит использовать двигатели ВАЗ и ГАЗ.
    Главный вопрос - кто может быть заинтересован в развитии дрэгстерных гонок, помимо энтузиастов этого дела? Несомненно, производители шин. Именно от шин зависит при всех прочих равных условиях успех, и работа шины, ее качества проявляются здесь моментально, прямо на глазах. Для производителей колесных дисков из легких сплавов дрэггинг тоже представляет немало возможностей для их показа. Кроме того, дрэггинг со своеобразным, только этим гонкам присущим взрывчатым азартом создает неподдельную атмосферу, в которой каждый может почувствовать себя немножко ковбоем, что представляет интерес для поставщиков и продавцов товаров с американского континента. Привлекательным также является то, что, как правило, дрэгстерам присваиваются собственные имена, будь то имя конструктора, изготовителя или источника финансирования, то есть несет в себе скрытую рекламу. Хочется надеяться, что пройдет немного времени, и мы увидим, как с неимоверным ревом в клубах дыма от буксующих шин срываются с места необычные гоночные машины и несутся вперед с отрывом передних колес, проходит несколько секунд - и финиш.


Роберт Иогансон, конструктор
"Автоспорт для ковбоев" Газета "5 колесо" №2 1996





2005

 

Hosted by uCoz